|
Путешествия> Львов>Косовская керамика
Резная деревянная витрина На ней кружки, тарелки (миски, укр), колокольчики, вышиваные полотенца.
На столе: посудный набор.
Город Косов (Косів, укр.) находится в предгорьи Карпат на Ивано-Франковщине. Исторически эта местность называется Гуцульщина. Местность эта настолько красивая, а люди, живущие там трудолюбивые, что в этих краях из глубин веков развиваются народные промыслы и ремесла: резьба по дереву, ткачество, вышивка, гончарство. | 
Кувшин (глечик, укр.) В орнаментах используются как архаичные геометрические узоры (прямые, кривые, волнистые линии, точки), так и растительные мотивы (многолепестковые цветы, листья), зооморфные (фантастические птицы, петушки, кукушки, павлины, козы, кони, львы, рыбы и т.п.), насекомые и образы людей, церковная тематика. | 
Подсвечник, глечики и кружка Основными видами изделий гончарного искусства являются: разнообразная посуда (тарелки (миски, укр.), горшочки (горщики, укр.), кувшины (глечики, укр.), кружки, баклажки, рюмочки, чашки и т.п.); декоративная посуда скульптурного характера (баранчики, львы, лошадки, петушки и т.п.); разные игрушки (свистульки, курочки, петушки, лошадки и т.п.); предметы быта (подсвечники, светильники и т.п.); керамические облицовочные плитки, особенно для печей.
| 
Вазочки, горшок для цветов и глечик Традиционными цветами Косовской керамики являются белый, зеленый, желтый и цвет терракоты самой глины. | 
Настенные декоративные тарелки и кружки Косовский стиль росписи гончарных изделий сложился к ХІХ веку это связано с природными качествами глины, техническим уровнем производства и месными народными традициями.
С Гуцульщины прославилась керамика Петра Бахметюка и его сына Олексы, керамические плитки Ивана Баранюка. В их орнаментах попадаются многолепестковые цветы, трехугольные листья, гроздья винограда, птицы на ветках, кони, козы, олени.
Уникальным было творчество Олексы Бахметюка (1820-1882). Он начал широко использовать в своих работах светлый фон, как основу для контурной росписи. Изображения и краски на таком фоне становились особенно четкими и выразительными. Темперамент і острый глаз талантливого мастера творили индивидуализированные многофигурные композиции на керамической плитке. На его мисках, кружках, плитках изображения селян и пастухов, панов и солдат, музыкантов и шинкарей, мельников, ткачей и гончаров. Таким образом, благодаря мастерам О. Бахметюку, семье Баранюков — Петру (1816-1880), Михаилу (1834-1902), Иосифу (1863-1942), а также Игнату Кощуку (1860-1899), Михаилу Билецькому (1870-1942) и другим, в сер. XIX в. возникла и развивалась школа косовской керамики.
Знаю (сама там не была), что в Косове есть музей народного творчества и быта Гуцульщины (Косівський музей народного мистецтва та побуту Гуцульщини, укр.) и в его экспозиции есть произведения мастеров гончарного искусства старой школы О. Бахметюка, П.Баранюка, П. Кошака.
| 
Набор посуды на Рождество Святой вечер — один из самых наиболее уважаемых зимних праздников в Карпатах. Головное его действо - общий ужин всего рода, приготовление дома к празднику, очищение жилья и души.
Вечеря готовится целый предпраздничный день. К работе приступают обязательно с хорошим настроением, иначе еда не удастся, а это плохая примета.
Приготовление стола: стол застилают сеном и под стол кладут тоже сено.
По углам стола кладется по головке часнока или его зубчики. Возле часнока хозяйка (Ґаздиня, укр.) насыпает конопляных семян, а потом накрывает стол белой скатертью.
У гуцулов накидають на стол под скатерть всяких других семян. Кладут еще на стол ножницы, перевязанные воличкой (ниточка из овечьей шерсти) и ею же перевязывают перехрестье под столом, выражая при этом желание, чтобы дикие звери домашний скот не уничтожали, а стол чтоб всегда ломился от яств.
| 
В Карпатах перед тем, как семейство собиралось за Святвечерним столом, с восходом первой звезды, зажигают свечу, произносят молитву и вспоминают умерших родственников. Считалось, что души умерших родственников постоянно контактируют с семейством, помогают в хозяйстве, оберегают дом и поле от пожара, наводнения, града, следят, чтобы в семействе был порядок и спокойствие. С их помощью росло и множилось все живое. По поверью, пращуры навещают только те семьи, в которых уважают их память, то есть ставят Дидуха.
Дидуха ставили на самое почетное место в доме – под образами. Существуют триногие, пятиногие дидухи. Плетут их из жита или пшеницы, или овса. Украшают васильками и калиной. | 
Главным кушаньем Святого вечера является кутья - вареная пшеница с медом. Она символизирует плодородие и достаток. Обязательные ритуальные кушанья - взвар, борщ, голубцы, вареники. Остальные - в зависимости от семейных традиций и местных обычаев. Карпатская святвечерняя кухня богата на грибы, фасоль, кукурудзянку и рыбу.
Варили кутью из пшеницы, гороха, риса, ячменя. Приправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа значили будущей блаженной жизни.
| 
Порядок еды регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (селедка, рыба, салаты), потом красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочные, жареные на конопляном масле мучные коржики.
Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи.
Смотрите дальше: Музей этнографии и художественного промысла
|
Путешествия> Львов>
Контакты:
тел. +38 097 259 42 42 (+Viber)
irina_belaeva_art (живопись и творчество)
irina_belaeva_decor (шитьё и вязание)
© 2007-2022 Ирина Беляева, Днепр (Днепропетровск), Украина.
|